Депутат госдумы работает на какой основе

Ответы на вопросы по теме: "Депутат госдумы работает на какой основе" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Работу в Мосгордуме теперь можно совмещать

Московский парламент отказывается от принципа профессиональной основы при формировании депутатского корпуса

Мосгордума приняла поправки к закону о статусе депутата, согласно которым часть столичных парламентариев будут работать на освобожденной основе. Кроме того, собираться теперь будут значительно реже: не каждую неделю, а всего лишь раз в месяц. Зарплаты сохранят только спикер, его заместители и главы комиссий, так как на них лежит высокая нагрузка. Данные меры позволят экономить бюджетные средства, также это повысит ответственность и работоспособность депутатов. В Мосгордуме уверены, что, таким образом, в депутаты люди пойдут не за деньгами или служебными машинами, а для того, чтобы работать на благо города.

Надо отметить, что это обычная мировая практика, во многих демократических странах уже давно применяется такой подход. Например, во Франции депутаты парламента не получают зарплату, а делегируются туда с места работы, находясь в длительном отпуске. Почти во всех регионах России городские думы работают на общественных началах.

По словам председателя комиссии Мосгордумы по законодательству Александра Семенникова, сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге полностью профессиональные парламенты, по всей стране депутатская деятельность совмещается с основной работой. «В первых созывах думы, когда только формировалась законодательная база Москвы, нагрузка на законотворцев была больше. А сейчас депутат совмещает две функции: с одной стороны — законотворец, с другой — представитель интересов населения. В новом формате акцент уйдет на работу с населением, на работу на территории», — рассказал Семенников.

Согласно принятым поправкам, большинство депутатов будут работать на непрофессиональной основе, но сохранят за собой кабинеты и штат из четырех оплачиваемых помощников. Служебный транспорт депутатам на освобожденной основе будет предоставляться по предварительной заявке. Посвящать депутатской деятельности они будут шесть дней в месяц.

При новом режиме в московский парламент могут попасть «и те, кто работает в поликлинике, и такие, кто преподает в школе», отмечают авторы инициативы.

«Я полностью одобряю новый законопроект, — рассказывает депутат Мосгордумы Кирилл Щитов. — Это распространенная практика, которая уже применяется в 85 субъектах РФ. Первые созывы городской думы занимались с нуля формированием всей законодательной базы. Текущий и последующие созывы столичного парламента будут заниматься скорее шлифовкой существующих законов, что не является настолько же сложным по своей нагрузке. Новый формат работы Мосгордумы позволит некоторым депутатам совмещать профессиональную и законотворческую деятельность. Я считаю это усилением думы, когда депутату не нужно будет оставлять свою работу, он как законодатель будет более эффективен, ведь ежедневно сталкиваясь изнутри с проблемами своей отрасли, он будет легче их решать».

Сейчас все депутаты в Мосгордуме профессиональные. По закону им запрещено заниматься другой деятельностью, приносящей доход. Именно из-за этого многие москвичи не хотят избираться в Мосгордуму. В новом парламенте смогут работать бизнесмены, руководители предприятий, врачи, которые сейчас не хотят становиться депутатами, чтобы не терять время в своей профессии.

На сегодня уже более 200 человек зарегистрировались на выборы в Московскую городскую думу. Из общего числа подавших документы около 160 — самовыдвиженцы, причем большинство участвовали в предварительных выборах в Мосгордуму.

Алексей Шапошников, председатель Совета муниципальных депутатов Москвы

— Принятый законопроект расширяет возможность участия тех москвичей, которые хотели бы представлять профессиональное сообщество в Московской городской думе. Раньше избранный депутат, по сути, прекращал свою профессиональную деятельность. На сегодняшний же момент у нас появилась возможность обладать определенным количеством депутатов, которые будут работать в городском парламенте на постоянной основе, а также расширить представительство различных профессиональных групп и сообществ за счет депутатов, которые намерены совмещать две деятельности.

Отмена заработной платы для депутатов, которые будут совмещать свою профессиональную деятельность с работой в Мосгордуме, — вполне логичное решение. Почему бюджет города должен тратить на это дополнительные деньги? Наоборот, это будет весомая экономия для городского бюджета.

Иван Новицкий, депутат Мосгордумы, член комиссии по организации работы Мосгордумы

— Ситуация сейчас такая, что число депутатов увеличивается до 45, не все будут работать на постоянной основе. С другой стороны, это расширяет круг возможных участников и представителей от москвичей в Мосгордуме, поскольку могут участвовать и те люди, которые не хотели бы уходить на постоянную работу, они уже многого достигли в этой жизни, им хочется продолжать свою работу. В том числе они могли бы выполнять и депутатские функции.

Принятый закон родился не просто так и основан на реалиях современной жизни и опыте других регионов. Мы уже приняли закон об отмене зарплат части депутатов и считаем это верным шагом. Думаю, будет логично, что внесением поправок в этот документ займется следующий состав думы, если сочтет это необходимым.

Игорь Борисов, член Совета по правам человека

— Данные изменения благоприятно скажутся на репутации парламента. Уклон, как говорил в своих посланиях президент, сделан на профессионализм в различных сферах жизнедеятельности, прежде всего законодательных органов. Сегодня достаточно много профессиональных политиков в представительных органах государственной власти, но не хватает практиков, которые видят проблему и знают, что конкретно нужно улучшать в различных сферах.

Сегодня есть люди, которые получают достаточно небольшие зарплаты. Депутатская должность высокооплачиваемая, поэтому с морально-этической стороны будет понятно, что люди пришли и заняли эту должность не ради зарплаты, а на благо города и москвичей.

Николай Гончар, депутат Госдумы РФ

-Цель нововведений в том, чтобы в Мосгордуме были как профессиональные депутаты, так и люди, которые живут так, как и все. При новом режиме в московский парламент могут попасть и те, кто работает в поликлинике, и такие, кто преподает в школе.

Александр Крутов, депутат Мосгордумы

— Дума, которая будет избрана 14 сентября, перейдет от полностью профессионального состава к смешанному. Получать зарплату будут председатель парламента, его заместители, а также руководители подразделений, которых определит МГД. Остальные депутаты будут работать на непрофессиональной основе. Такие поправки вводятся в связи со значительным сокращением объема законотворческой деятельности Мосгордумы — за 20 лет работы столичного парламента нормативная база города заполнилась на 95%.

Читайте так же:  Можно ли выкопать пруд на своем участке

На нашем сайте действуют правила поведения, которые мы настоятельно просим соблюдать. В комментариях запрещены:

  • ненормативная лексика
  • призывы к насилию, оскорбления на национальной почве
  • оскорбления авторов материалов, других пользователей сайта
  • реклама, ссылки на иные ресурсы, телефоны и другие контакты

Редакция не занимается проверкой контактов, расценивая их как априори вредные для других пользователей. Сообщения с перечисленными нарушениями удаляются модератором. Также мы уведомляем, что редакция не несет ответственности за содержание комментариев, даже если позиция пользователей не совпадает с мнением редакции

Депутат неосвобождённый

Ставок больше нет

Большинство парламентариев страны работают по совместительству

Московская городская дума приняла закон, по которому депутаты следующего созыва будут исполнять свои обязанности «без отрыва от производства». В штат возьмут только председателя, его заместителей и руководителей структурных подразделений. Похожая практика действует во всех регио­нальных парламентах, кроме Санкт-Петербурга и Чеченской Республики. Новшество вызвало бурные споры среди московских депутатов. Отказ от профессионального парламента оказался болезненным, хотя вся страна действительно живёт по-другому.

Как хочу, так и работаю

Но народный избранник, который получает оклад в заксобрании, не может работать где-то ещё. Творческая, научная и учебная деятельность не в счёт. Народному избраннику по совместительству работодатель обязан предоставлять до шести дней в месяц для исполнения государственных обязанностей. За этот период выплачивается денежная компенсация, как и присяжным заседателям.

В большинстве регионов на постоянной основе работают председатели, заместители законодательных собраний и главы комитетов. И число штатных мест ограниченно. Но есть и более интересные решения.

Например, в Калининградской областной думе в разных созывах испробовали почти все варианты. В итоге путём проб и ошибок пришли к тому, что народный избранник сам вправе решать, работать ли ему в парламенте на профессиональной основе или совмещать законотворчество с другим видом деятельности. Подход наиболее либеральный. Применяют его и в Волгоградской областной думе, но там уже идут разговоры о том, что число освобождённых депутатов станет фиксированным. Впрочем, региональные депутаты не слишком гонятся за парламентским рублём. Из 40 депутатов Калининградской областной думы на постоянной основе трудится 21 человек, несмотря на то, что зарплата законодателя по меркам региона высокая — порядка 70 тысяч рублей.

Председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы Александр Кузнецов признаётся, что не видит прямой связи между эффективностью деятельности заксобрания и тем, на какой основе работают парламентарии. «Если у депутата нет внутреннего желания ответственно заниматься законотворчеством, то не играет роли, работает он за зарплату или по совместительству, — считает депутат. — Честно говоря, не все профессиональные депутаты изучают тексты законопроектов перед их рассмотрением».

Перегиб на местах

Угроза лоббизма, безусловно, существует, но актуальнее проблема с посещаемостью думских заседаний. Так или иначе она стоит во всех местных парламентах, где депутаты работают «на совмещёнке». В Законодательном собрании Иркутской области даже ввели дисциплинарную меру: за пропуск четырёх заседаний без уважительной причины депутат лишается полномочий. Правда, прецедентов пока не было.

Общественный парламент, что ни говори, для местного бюджета выгоднее. Например, в Государственном собрании — Курултае Республики Башкортостан из 110 депутатов на постоянной основе работают 22. А в Законодательном собрании Еврейской автономной области — 6 из 19. Но тут уж сэкономили так сэкономили. В этом регионе народных избранников, работающих на непостоянной основе, попытались лишить даже небольших выплат на командировки, ручки, блокноты. Аргументом послужило то, что во многих субъектах РФ суды признавали подобные нормы не соответствующими федеральному законодательству, так как между этими депутатами и законодательным органом нет трудовых отношений. Чтобы поставить точку в споре, парламентарии внесли в Государственную Думу законопроект, которым предложили отдельно прописать норму, позволяющую выделять из бюджета деньги на эти цели. Инициативу отклонили с пояснением, что федеральный закон позволяет местным парламентам самостоятельно решать вопросы материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

За двумя зайцами

Какой парламент эффективнее — профессиональный или общественный, — во многом зависит от конкретного региона и численности населения. В муниципальном органе законодательной власти вряд ли нужны штатные депутаты, за исключением разве что председателя. А в таком мегаполисе, как Москва, депутату довольно трудно будет совмещать взаимодействие с избирателями, участие в заседаниях, подготовку проектов законов и основную работу. Как бы ни получилась погоня за двумя зайцами. Хотя опыт регионов показывает, что деятельность депутатского корпуса на общественных началах делу не вредит. Важно, чтобы народный избранник выполнял свою основную функцию — представлял интересы избирателей в законодательном собрании. А уж на полной ставке он это делает или по совместительству — значения не имеет.

председатель комиссии Московской городской думы по Регламенту, правилам и процедурам:

— Я в Московской городской думе работаю с первого дня её образования. В то время в городе ни одного закона не было. Мы на заседаниях работали по восемь часов в день. И за первые три созыва было фактически создано всё действующее московское законодательство, а вот в последние годы у нас заседания длятся в пределах часа. И рассматриваемые законопроекты в основном касаются внесения изменений в существующие правовые акты, приведения их в соответствие с федеральным законодательством. То есть это уже такая тонкая шлифовка, которая не требует большого усилия, откровенно говоря. Характер работы депутата поменялся, и нагрузки уже меньше. А заниматься работой с обращениями граждан и контролем за расходованием городского бюджета откуда удобнее — из здания на Петровке или со своего рабочего места?

Критериев оценки деятельности законодательных собраний не существует и быть не может. И как оценивать? По числу принятых законов? Иногда внутри фракций начинают оценивать работу депутатов по количеству предложенных законопроектов… Подозреваю, что внесение отдельных законопроектов как раз вызвано необходимостью отчитаться. Если человек знает, по какому параметру его оценивают, естественно, он будет работать на этот параметр. Длина ногтей? Всё. Работаем на длину ногтей. Единственно верная формула: работу депутата оценивает его избиратель. По первому разу он может проголосовать «за красивые глаза», а по второму — уже смотрит на результат. Так что лучшая оценка деятельности депутата — повторное его избрание.

Читайте так же:  Какие нужны для оформления кредита

руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе:

— Чтобы сэкономить бюджетные средства, а такой тезис звучал при внесении законопроекта, логичнее было бы установить верхнюю планку зарплат депутатов. Либо увеличить число народных избранников, работающих на общественных началах, до ста человек. Принятый закон мною воспринимается как заявление мэрии, что в услугах городской думы она больше не нуждается. Сравнения с другими регионами не выдерживают никакой критики, потому что нет ни одного субъекта Федерации, где бы депутату приходилось, как в Москве, работать со 170 тысячами избирателей по своему округу. Три депутата нашей фракции за четыре года обработали 34 тысячи обращений граждан. Как с этим будут справляться депутаты-общественники, я не представляю. Я считаю, что изменения в порядке работы депутатов направлены не на благо города, а характеризуют перекос в сторону исполнительной власти в части управления столицей. Я, конечно, надеюсь разубедиться и быть неправым, но всё идёт к тому, что Мосгордума будет собираться раз в месяц и голосовать за присланные исполнительной властью законопроекты. А возможно, депутаты нового созыва примут соответствующие поправки и увеличат количество депутатов, работающих на профессиональной основе.

Депутат неосвобожденный

Большинство парламентариев страны работают по совместительству

Московская городская дума приняла закон, по которому депутаты следующего созыва будут исполнять свои обязанности «без отрыва от производства». В штат возьмут только председателя, его заместителей и руководителей структурных подразделений. Похожая практика действует во всех региональных парламентах, кроме Санкт-Петербурга и Чеченской Республики. Новшество вызвало бурные споры среди московских депутатов. Отказ от профессионального парламента оказался болезненным, хотя вся страна действительно живёт по-другому.

Как хочу, так и работаю

Депутаты в регионах сами решают, работать им на постоянной основе или по совместительству. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» даёт право выбора. Законодательное собрание может быть и полностью профессиональным, и полностью общественным, и смешанным.

Но народный избранник, который получает оклад в заксобрании, не может работать где-то ещё. Творческая, научная и учебная деятельность — не в счёт. Народному избраннику по совместительству работодатель обязан предоставлять до шести дней в месяц для исполнения государственных обязанностей. За этот период выплачивается денежная компенсация. Как и присяжным заседателям.

В большинстве регионов на постоянной основе работают председатели, заместители законодательных собраний и главы комитетов. И число штатных мест ограничено. Но есть и более интересные решения.

Например, в Калининградской областной думе в разных созывах испробовали почти все варианты. В итоге путём проб и ошибок пришли к тому, что народный избранник сам вправе решать, работать ли ему в парламенте на профессиональной основе или совмещать законотворчество с другим видом деятельности. Подход наиболее либеральный. Применяют его и в Волгоградской областной думе, но там уже идут разговоры о том, что число освобождённых депутатов станет фиксированным. Впрочем, региональные депутаты не слишком гонятся за парламентским рублём. Из 40 депутатов Калининградской областной думы на постоянной основе трудится 21 человек, несмотря на то, что зарплата законодателя по меркам региона высокая — порядка 70 тысяч рублей.

Председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Калининградской областной думы Александр Кузнецов признаётся, что не видит прямой связи между эффективностью деятельности заксобрания и тем, на какой основе работают парламентарии. «Если у депутата нет внутреннего желания ответственно заниматься законотворчеством, то не играет роли, работает он за зарплату или по совместительству, — считает депутат. — Честно говоря, не все профессиональные депутаты изучают тексты законопроектов перед их рассмотрением».

Перегиб на местах

С этой точкой зрения совершенно не согласны депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Пример Московской городской думы депутатов Северной столицы не вдохновил. «Если подобное примут у нас, я в такой парламент избираться не буду, — отрезал член постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности Евгений Марченко. — Депутатом надо быть на профессиональной основе или не быть вообще». Его коллега, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Борис Вишневский, напомнил: «Мы всё это проходили в первом созыве, когда можно было работать на неосвобождённой основе. Такие же депутаты были во времена советской власти. Толку от них ни малейшего. Совместительство позволит прийти в парламент бизнесменам, а они все зависимы от власти».

Угроза лоббизма, безусловно, существует, но актуальнее проблема с посещаемостью думских заседаний. Так или иначе она стоит во всех местных парламентах, где депутаты работают «на совмещёнке». В Законодательном собрании Иркутской области даже ввели дисциплинарную меру. За пропуск четырёх заседаний без уважительной причины депутат лишается полномочий. Правда, прецедентов пока не было.

В этом регионе народных избранников, работающих на непостоянной основе, попытались лишить даже небольших выплат на командировки, ручки, блокноты. Аргументом послужило то, что во многих субъектах РФ суды признавали подобные нормы не соответствующими федеральному законодательству, так как между этими депутатами и законодательным органом нет трудовых отношений. Чтобы поставить точку в споре, парламентарии внесли в Государственную Думу законопроект, которым предложили отдельно прописать норму, позволяющую выделять из бюджета деньги на эти цели. Законопроект отклонили с пояснением, что федеральный закон позволяет местным парламентам самостоятельно решать вопросы материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Общественный парламент, что ни говори, для местного бюджета выгоднее. Например, в Государственном собрании (Курултае) Республики Башкортостан из 110 депутатов на постоянной основе работают 22. А в Законодательном собрании Еврейской автономной области — 6 из 19. Но тут уж сэкономили, так сэкономили.

Читайте так же:  Узнать решение суда по алиментам

За двумя зайцами

В московском законе эти и другие депутатские нужды учтены. Московский парламентарий, работающий на непрофессиональной основе, имеет право пользоваться служебным автомобилем. Ему положен кабинет, оборудованный средствами связи и оргтехникой. Мобильный телефон и оплата сотовой связи. Четыре штатных помощника, зарплата которым будет выплачиваться из городского бюджета. Помещение для приёма граждан в избирательном округе и оплата командировок по заданию думы. А вот зарабатывать на жизнь придётся в другом месте. Из плюсов — не надо будет стоять на бирже, когда закончится срок депутатских полномочий. Из минусов — сделать полноценную карьеру вряд ли удастся из-за банальной нехватки времени.

Какой парламент эффективнее — профессиональный или общественный, — во многом зависит от конкретного региона и численности населения. В муниципальном органе законодательной власти вряд ли нужны штатные депутаты за исключением разве что председателя. А в таком мегаполисе, как Москва, депутату довольно трудно будет совмещать взаимодействие с избирателями, участие в заседаниях, подготовку проектов законов и основную работу. Как бы ни получилась погоня за двумя зайцами. Хотя опыт регионов показывает, что деятельность депутатского корпуса на общественных началах делу не вредит. Важно, чтобы народный избранник выполнял свою основную функцию — представлял интересы избирателей в законодательном собрании. А уж на полной ставке он это делает или по совместительству — значения не имеет.

председатель комиссии Московской городской думы по регламенту, правилам и процедурам:

— Я в Московской городской думе работаю с первого дня её образования. В то время в городе ни одного закона не было. Мы на заседаниях работали по восемь часов в день. И за первые три созыва было фактически создано всё действующее московское законодательство, а вот в последние годы у нас заседания длятся в пределах часа. И рассматриваемые законопроекты в основном касаются внесения изменений в существующие правовые акты, приведение их в соответствие с федеральным законодательством. То есть это уже такая тонкая шлифовка, которая не требует большого усилия, откровенно говоря. Характер работы депутата поменялся, и нагрузки уже меньше. А заниматься работой с обращениями граждан и контролем за расходованием городского бюджета, откуда удобнее? Из здания на Петровке или со своего рабочего места?

Критериев оценки деятельности законодательных собраний не существует и быть не может. И как оценивать? По числу принятых законов? Иногда внутри фракций начинают оценивать работу депутатов по количеству предложенных законопроектов… Подозреваю, что внесение отдельных законопроектов как раз вызвано необходимостью отчитаться. Если человек знает, по какому параметру его оценивают, естественно, он будет работать на этот параметр. Длина ногтей? Всё. Работаем на длину ногтей. Единственно верная формула: работу депутата оценивает его избиратель. По первому разу он может проголосовать «за красивые глаза», а по второму — уже смотрит на результат. Так что лучшая оценка деятельности депутата — повторное его избрание.

[3]

руководитель фракции КПРФ Московской городской думы:

— Чтобы сэкономить бюджетные средства, а такой тезис звучал при внесении законопроекта, логичнее было бы установить верхнюю планку зарплат депутатов. Либо увеличить число народных избранников, работающих на общественных началах, до ста человек. Принятый закон мною воспринимается как заявление мэрии, что в услугах городской думы она больше не нуждается. Сравнения с другими регионами не выдерживают никакой критики, потому что нет ни одного субъекта Федерации, где бы депутату приходилось, как в Москве, работать со 170 тысячами избирателей по своему округу. Три депутата нашей фракции за четыре года обработали 34 тысячи обращений граждан. Как с этим будут справляться депутаты-общественники, я не представляю. Я считаю, что изменения в порядке работы депутатов направлены не на благо города, а характеризуют перекос в сторону исполнительной власти в части управления столицей. Я, конечно, надеюсь разубедиться и быть неправым, но всё идёт к тому, что Мосгордума будет собираться раз в месяц и голосовать за присланные исполнительной властью законопроекты. А возможно, депутаты нового созыва примут соответствующие поправки и увеличат количество депутатов, работающих на профессиональной основе.

Депутат госдумы работает на какой основе

Конституция Рoссийской Фeдерации

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Читайте так же:  Когда можно оставлять ребенка с бабушкой

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

[1]

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

[2]

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Читайте так же:  Запись о внутреннем совместительстве

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Госдума: прощание с мифами

Сегодня досрочно должна начать свою работу Государственная Дума. Кем были депутаты пятой Госдумы до избрания? Где жили? Сколько зарабатывали? Как ни парадоксально, детальный анализ состава нижней палаты Федерального Собрания до сих пор не был проведен. Мы попытались восполнить этот пробел.

Исследование состава Государственной Думы V созыва было проведено Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в июле — августе 2008 года. Использовались материалы ЦИК и Госдумы.

Главный вывод, который можно сделать на основании сравнительного анализа данных по фракциям, заключается в следующем: нижняя палата федерального парламента в принципе однородна по всем значимым критериям (тип места жительства до избрания, возраст, места работы депутатов до избрания, доходы). Это свидетельствует, помимо прочего, о профессионализации партийной деятельности. Между фракциями, разумеется, есть и некоторые отличия.

Основное место проживания депутата Думы до избрания в состав V Думы — город-«миллионник» (281 депутат из 450, от 59% состава фракции в «Единой России» до 74% в «Справедливой России»). Ему последовательно уступают и региональные центры, и города областного и районного подчинения, и села.

Более половины депутатов (245) находились на момент избрания в «оптимальном руководящем» возрасте 46-60 лет, сильно уступает ему «средняя» возрастная категория 36-45 лет (105 парламентариев), очень сильно — категория «за 60», и лишь в «Единой России» 1% депутатов, или 3 человека, — в возрасте до 25.

Неожиданное подтверждение получает тезис о «политическом старении» КПРФ. И дело здесь не только в возрасте, хотя и он играет свою роль: 33% депутатов-коммунистов старше 60 лет (для сравнения: в «Единой России» таких 14%, в «Справедливой России» — 8%) и лишь 7% находятся в самой динамичной категории 36-45 лет. При этом 65% депутатов от Коммунистической партии — народные избранники разных уровней, в том числе избирающиеся не первый раз. У очень многих из них источники доходов стабильно формируются из депутатской зарплаты, пенсии и от вкладов в банках. Что это означает? Что такой депутат становится «политическим рантье»: Дума для него — «тихая гавань».

Лидирующее занятие депутатов до избрания — работа в органах законодательной власти. Этим занимались 250 депутатов из 450. Выходцев из исполнительной власти — всего 39, из коммерческих организаций — 74, из некоммерческих — 85, а рабочих — всего двое, и оба — из «Единой России».

Примечательно, что выходцев из коммерческих компаний более всего в ЛДПР (40%) и «Справедливой России» (24%) — фракциях, часто выступающих с антикоррупционными инициативами. В «Единой России» и КПРФ «коммерсантов» соответственно лишь 13 и 12%: в этом отношении их отличие от ЛДПР и «Справедливой России» носит качественный характер.

Среди депутатов Думы преобладают зарабатывавшие более 1 миллиона рублей в год (330 человек, 74% состава палаты). Доходы до 100 тысяч рублей (3%) явно можно отнести к не вполне адекватному декларированию, от 100 до 500 тысяч и от 500 тысяч до 1 миллиона рублей заявили соответственно 11 и 12% парламентариев. Межфракционные отличия в уровне и структуре доходов малосущественны.

Данные исследования развенчивают несколько устоявшихся мифов.

1. Миф о том, что «Единая Россия» является партией чиновников. Состав ее парламентской фракции свидетельствует о том, что она таковой не является: из исполнительной власти вышли лишь 10% членов фракции, даже в позиционирующей себя как «античиновничьей» «Справедливой России» — 11%.

2. Миф о том, что КПРФ наиболее адекватно представляет российскую деревню. Между тем депутатов из сел во фракции Компартии — только 2%, а в «Единой России» — 8%. Кстати, и в населенных пунктах областного и районного подчинения («малых городах») проживало до избрания только 7% депутатов КПРФ («Единая Россия» — 14%, ЛДПР — 10%).

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Миф о том, что «Справедливая Россия» имеет качественно иной («новый») профессиональный и социальный состав. Статистика показывает: среди депутатов-«эсеров» выше всего доля чиновников (11%) и очень велика доля представителей коммерческих структур (24%), а в городах-«миллионниках» проживало до избрания в Думу 74% состава фракции (в «Единой России», напомним, таких 59%). Так что — ничего нового.

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
  5. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
Депутат госдумы работает на какой основе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here