Содержание
- 1 Статья 8. Структура, предельная численность и нормы численности структурных подразделений органов местного самоуправления
- 2 СанПиН для офисных работников
- 3 Штатная численность сотрудников
- 4 Минимальное количество человек в отделе
- 5 Есть ли нормы на максимальное количество сотрудников в отделе?
- 6 Количество штатных единиц в службе при наличии начальника
- 7 Численность юридической службы компании
- 8 Минимальное количество человек в отделе
Статья 8. Структура, предельная численность и нормы численности структурных подразделений органов местного самоуправления
Информация об изменениях:
Законом Тульской области от 7 июля 2006 г. N 721-ЗТО статья 8 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Статья 8 . Структура, предельная численность и нормы численности структурных подразделений органов местного самоуправления
Структура органа местного самоуправления, предельная численность муниципальных служащих и штатная численность устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии со следующими нормами численности структурных подразделений:
в секторе — не менее 2 человек;
в отделе — не менее 4 человек;
в комитете (управлении) — не менее 8 человек.
Статус территориального органа администрации муниципального образования (на правах комитета (управления), отдела, сектора) устанавливается в соответствии со структурой администрации муниципального образования и соответствующими полномочиями.
> Должности руководителя территориального структурного подразделения администрации муниципального образования и его заместителя |
Содержание Закон Тульской области от 3 июля 1998 г. N 86-ЗТО «О перечне муниципальных должностей и реестре муниципальных должностей. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
СанПиН для офисных работников
Требования к температуре и влажности воздуха, освещенности офисного помещения, а иногда даже к мебели жестко регламентированы. Так, если среднесуточная температура за окном выше 10°С, в офисе должно быть по общему правилу 23-25°С, а если ниже этой границы – 22-24°С. Определено также, как сокращается рабочий день, если в помещении холоднее допустимого или наоборот, очень жарко. К примеру, если температура воздуха в офисе составляет 19°С, то находиться в нем можно не более семи часов, а если 18°С – не более шести часов и т. д. (СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81).
Отдельные нормы существуют для тех, кто использует в работе компьютеры. Площадь рабочего места таких сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).
Некоторые ситуации прямо санитарными нормами не урегулированы, но на практике встречаются регулярно. К ним относится, например, неисправность туалетов в здании. В таком случае, по мнению Роструда, работник вправе отказаться от работы, а работодатель должен до устранения проблемы предоставить ему другую работу – не угрожающую здоровью. Если же это невозможно, объявляется простой, причем работник может рассчитывать во время простоя на оплату труда в размере не менее 2/3 его средней зарплаты (ст. 157 Трудового кодекса).
О том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.
Штатная численность сотрудников
Существует ли зависимость между количеством работников у ИП и обязательным количеством бригадиров, мастеров. Или это зависит от количества объектов, на которых проводятся работы.
Нет, такой зависимости нет.
Коммерческая организация или ИП самостоятельно определяет необходимое количество сотрудников.
Дополнительно можете ознакомиться с рекомендацией: Как предпринимателю принять сотрудника на работу
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
Рекомендация: Как составить штатное расписание
«Расчет штатной численности
Вопрос из практики: как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения
Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.
По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию*.
При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).
В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.
Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты на объем работы за год, ч | : | Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч | × | Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п. |
Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.
Такой порядок содержится в пункте 2.1 Рекомендаций.
Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, приведенный в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.
Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут быть использованы при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для:
Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.
Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).
Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения
Организация оказывает услуги в области прачечных и открывает новое структурное подразделение – прачечную. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20.
Планируемые показатели по работе новой прачечной определены следующим образом:
- Количество обрабатываемого белья в смену – 12 000 кг;
- режим работы прачечной – 1-сменный.
Оптимальное количество сотрудников для новой прачечной специалист отдела кадров определил так:
Численность сотрудников прачечной согласно таблице 3 Нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20, равна 1,7, то есть 2 человека.
Вопрос из практики: как распределить должности сотрудников по отделам внутри организации
По общему правилу вопрос о распределении должностей по отделам решается по усмотрению руководства организации.
Коммерческие организации вправе самостоятельно решать, как именно распределять должности сотрудников по отделам или иным структурным подразделениям. Наименование должностей сотрудников и их распределение должны соответствовать исполняемой конкретным сотрудником трудовой функции* (ст. 57 ТК РФ). При этом необходимо помнить о запрете дискриминации в сфере труда и необходимости равной оплаты за труд равной ценности (ст. 3, 22 ТК РФ). Для распределения должностей внутри структурных подразделений можно воспользоваться и рекомендациями по определению численности, например, сотрудников кадровой службы.
В отношении бюджетных учреждений распределение должностей внутри структурных подразделений также происходит по решению руководства, но с учетом ряда ограничений. Так, в федеральных госорганах распределение должностей по отделам происходит с учетом предельной утвержденной численности сотрудников и бюджета учреждения (см., например, п. 10.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395, п. 9.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400). В федеральных казенных учреждениях – с учетом предельной утвержденной для них численности.
Вопрос из практики: при какой численности отдела можно вводить должность заместителя начальника отдела
Ответ на этот вопрос зависит от того, является организация коммерческой или бюджетной.
В бюджетной организации определите, есть ли ограничения на введение должности «заместитель начальника отдела». Так, например, в органах управления образованием должности заместителя начальника отдела вводятся, если штатная численность отдела составляет шесть и более сотрудников (Типовые структуры, введенные письмом Минобразования России от 17 ноября 2003 г. № 38-06-11). Аналогичным образом минимальная численность сотрудников для введения должности «заместитель начальника отдела» установлена и во многих других бюджетных организациях и учреждениях (см., например, приказ ФСИН России от 23 января 2012 г. № 24, постановление правительства г. Москвы от 21 января 2003 г. № 18-ПП и т. п.).
Коммерческие же организации вправе самостоятельно решать, при какой численности сотрудников структурного подразделения необходимо вводить должность заместителя начальника отдела. На практике применяют такой подход: сравнивают фактическое количество подчиненных с принятыми нормами управляемости. Если эти нормы превышены в 1,5 раза, то введение в штатное расписание должности заместителя руководителя отдела целесообразно.
Вопрос из практики: как определить норму управляемости
Норма управляемости представляет собой количество сотрудников, которыми непосредственно управляет один руководитель и которые находятся в его непосредственном подчинении*.
Нормы управляемости применяют при построении организационной структуры организации. С их помощью можно рассчитать численность руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.
Данный показатель чаще всего определяют опытным путем, и конкретная норма зависит от следующих факторов:
- профиля деятельности организации;
- типа организационной структуры;
- объема необходимой информации;
- уровня автоматизации деятельности;
- квалификации работников*.
В настоящее время единого документа по определению норм управляемости не существует. Ранее в СССР существовали рекомендации по определению численности сотрудников, в том числе управленческого состава на производственных предприятиях различных видов и сфер деятельности. Данные рекомендации по нормированию труда были получены на основании анализа промышленных процессов тех времен (т. е. учитывали технологии, виды оборудования и прочие факторы того времени).
В то же время для государственных структур отдельными подзаконными актами утверждены методики расчета численности работников, в том числе руководящего состава. Так, например, такие методики в отношении работников государственных архивов содержат Методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утвержденные приказом Росархива от 14 января 2004 г. № 9. В отношении работников бюджетных организаций – Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утвержденные Росздравом.
Работодатели иных сфер деятельности с учетом специфики собственной деятельности вправе использовать подобные акты для определения норм управляемости, закрепив соответствующие методики и правила расчета количества подчиненных работников на одного руководителя локальным актом (ст. 8 ТК РФ).
Исходя из практики были выработаны общие рекомендации к определению норм управляемости с учетом уровня руководителя и характера задач, выполняемых его подчиненными.
Так, если опираться на характер работ, то в качестве ориентира для руководящих должностей это могут быть следующие значения:
- в подразделениях со значительным объемом нестандартных работ, требующих высокой квалификации сотрудников, а также при частых отклонениях от заранее намеченной технологии процесса – 5–7 сотрудников;
- в подразделениях с устоявшимся характером работ, что обусловлено стандартными процессами, – 10–12 сотрудников;
- в подразделениях с типовыми стандартизированными работами, например в рабочих цехах, – 15–17 сотрудников в подчинении.
Если опираться на уровень руководителя без учета характера задач, то применяют следующий подход. Рекомендуемая численность сотрудников либо подразделений, напрямую подчиняющихся руководителю высшего уровня (директору организации либо его заместителям), составляет 5 ± 2. Для руководителя среднего звена нормой считается 7 ± 2 подчиненных».
Минимальное количество человек в отделе
Какого-либо нормативного документа, определяющего название подразделения от количество сотрудников — нет. Встречаются случаи частичного раскрытия этого вопроса в отраслевых нормативных актах. Наиболее интересным нам кажется описание этого вопроса в книгах автора Кибанова.
Структурное подразделение — официально выделенный орган управления частью предприятия с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. В данном случае речь идет о структурных единицах предприятия, не обладающих полными признаками юридического лица и не являющихся обособленными подразделениями.
Различают следующие виды структурных подразделений:
Создание того или иного подразделения зависит от различных факторов. Прежде всего, это списочная численность работников. Обоснование создания подразделения, как правило, увязывается с нормативами его численности. Они как раз и предназначены для определения необходимой численности работников того или иного подразделения, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.
Так, например, на предприятии со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создается бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая начальника) или отдел со штатной численностью работников от 6 единиц.
Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то найдем там следующие зависимость: штатная численность управления не может быть меньше 20 единиц, отдела — не менее 10, отдела (в составе управления) — не менее 5, отделения — не менее 2 единиц. В структуре управления должно быть не менее 3 отделов.
Нормативы штатной численности работников предприятие определяет самостоятельно. Однако нельзя не учитывать тот факт, что дробление организационной структуры и штатной численности предприятия на мелкие подразделения с численностью 2-3 человек, руководители которых не имеют права на предприятии управленческих решений, приводит к «размазыванию» ответственности руководителей всех уровней за принятые ими решения. В то же время, увеличение степени ответственности вызывает ответную реакцию у руководителей подразделений, а именно, требование повышения заработной платы.
Задать вопрос по СМК, HACCP
Один из лауреатов премии президента США в области качества – база ВВС США в Норфолке – снизила затраты на обслуживание одного истребителя на 100 тыс. долл. в год. Как результат – была вылечена хроническая и казавшаяся неизлечимой болезнь дефицита государственного бюджета, а 1997 г. бюджет стал бездефицитным, а затем – профицитным.
Cижу вот, работаю. Странно — вот почему 5-ти копеечная монета в правую ноздрю влезает, а в левую нет?
ещё юмор
Есть ли нормы на максимальное количество сотрудников в отделе?
У нас в компании намечается реорганизация, при которой 4 отдела должны объединиться в один большой отдел. Численность отдела превысит 60 человек. Направление работ экономического характера (анализом данных, подготовка документов и т.д.).
Соответственно очень серьезно возрастет нагрузка на начальника такого отдела.
Есть необходимость обосновать нецелесообразность подобного слияния отделов, со ссылками на законодательство, либо другие нормативные документы, определяющие нормы нагрузки, производительность, управляемость и т.д.
Подскажите, где можно поискать подобные документы? Какие-либо решения данной проблемы?

ищите по слову «нормы управляемости»
60 имхо многовато, но все зависит от иерархии. Если к примеру в отделе есть несколько главных специалистов и тд. То все возможно.

Но если ссылаться только на них — этого будет мало для обоснования нецелесообразности укрупнения, нужны другие нормативные документы
А они есть вообще?

частная организация может строить структуру как ей удобно. Какие могут быть нормативные документы? 🙂

Я таких не встречала.
Я знаю, что существуют нормы по единице, обеспечивающей ОТ на предприятиях разной численности.Но это все четко прописано в ТК.
О величине отделов такого не слышала.

MK, и при отделе в 60 человек можно «уложиться» в нормы управляемости. В таком случае в отделе формируются группы (обычно по функциональному признаку, но не обязательно), во главе каждой из которых есть свой руководитель (руководитель группы или главный специалист), и эти несколько руководителей в свою очередь являются прямыми подчиненными руководителя этого большого отдела.

Уложиться то можно, даже обосновать можно, дав по тем же нормам управляемости 4 зама в помощь начальнику отдела.
Только задача стоит обратная, нужно мотивированно обосновать нецелесообразность такой реорганизации, ибо остаются отделы, где начальник управляет 7-10 сотрудниками, и появляются отделы, где будет 50-60 сотрудников. Почувствуйте разницу, при примерно одной заработной плате. Ответственность начальников не сопоставима.
Поэтому и нужны какие-либо нормативные документы. Просто так на словах не переубедить, сверху всегда виднее.

Решить вопрос оплаты труда начальника отдела с большей численностью можно и через надбавку за интенсивность, например. Этот большой отдел назвать департаментом (в переводе отдел), в штатном расписании — разные должности — разные оклады и т.л. Из ТК РФ: равный труд — равная оплата (ст. 22), зарплата должна зависеть от квалификации, сложности работы, ее количества и качества (ст. 129). А обоснование нецелесообразности здесь лежит прежде всего в плоскости психологического характера, принципах управляемости и факторах мотивирования. Законы менеджмента говорят о том, что группа которая управляема, не должна превышать 7-9 человек. Именно поэтому Вам советуют ввести замов или большойотдел разбить на группы с руководителями этих групп. Успехов!

MK, я согласна с Ines.
Вам нужно сделать так, чтобы было можно, а Вы ищете обоснование того, что нельзя. Кстати, если найдете таки подобные документы (но мне думается, что такоых нет), поделитесь здесь на форуме ссылками на них, мало ли, вдруг еще кому пригодится.
Количество штатных единиц в службе при наличии начальника
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.


|
||||
Подскажите, не будет ли нарушением при наличии начальника службы (1,0) существование в подразделении ещё 1,5 штатные единицы (хотя всего три человека:1+1+0,5) или обязательно, чтобы в службе было 3 полные шт. ед. вместе с начальником? На какой документ сослаться? | ||||
![]() ![]() |
|

![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37

|
||||||||||||||
Это устарело, есть новое Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь26.04.2010 № 60 и утверждена ИНСТРУКЦИЯ о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. В ней есть п.14 «В случаях, предусмотренных законодательством, в том числе локальными нормативными правовыми актами, в организации может создаваться служба как структурное подразделение (производственное структурное подразделение) вне зависимости от численности работников.» Но меня интересует по нормам управляемости сколько должно быть единиц при наличии начальника службы. Может кто из опыта знает? Напишите, пожалуйста. |
||||||||||||||
![]() |
|
Источники
Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.- Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
- Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

Юрист: стаж 10 лет