Разрешено ли многоженство в узбекистане

Ответы на вопросы по теме: "Разрешено ли многоженство в узбекистане" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Многоженство в Узбекистане

По шариату каждый мусульманин может взять себе четыре жены. В Узбекистане большинство населения исповедует ислам, но светским законодательством многоженство запрещено. Однако многие мужчины, прикрываясь религиозными канонами, стремятся завести любовницу, а эти любовницы — получить статус второй жены. Экономическая ситуация в стране, не позволяющая людям, а тем более

женщинам, честно заработать деньги, которых хватило бы на достойное содержание семьи, превращает этот процесс в нечто закономерное и обыденное…

Лариса (здесь и далее все имена изменены) — вторая жена Махмуда. Лариса — русская, Махмуд — узбек. Сошлись двенадцать лет назад, родили мальчика, которому уже десять. Лариса всем говорит, что замужем, просто живет в гражданском браке, а муж очень занят на работе. Появляется тот у Ларисы раза два-три в неделю. Пару раз забегает «пообедать», один раз остается ночевать. Как отвирается дома за эту ночевку, Лариса не знает. Но точно знает, что первой жене Махмуда ничего неизвестно о его второй семье.

Быть второй женой — счастье небольшое

Как рассказывает Лариса, решилась она на второго ребенка и на роль второй жены от финансовой безысходности. На работе платили копейки, перспектив никаких, подходящих женихов, чтобы стать у них первой женой, тоже не наблюдалось. А Махмуд, хотя с «первой» женой, с которой у них двое детей, разводиться не собирался, обещал Ларисе золотые горы. И ребенка обеспечить, чтобы ни в чем не нуждался, и саму Ларису завалить с ног до головы подарками и деньгами.

Но с бизнесом у Махмуда ничего не получилось, вкалывает простым работягой на стройке. Второй семье, разумеется, помогает. Но далеко не так, как рассчитывала Лариса. И по большому счету, она с сыном по-прежнему живет все на те же копейки, которые получает на своей работе. Не столько из-за сексуального голода, сколько в отместку за несбывшиеся обещания тихонько погуливает «налево». Гражданский муж об этом догадывается, но поймать за руку вторую жену не может. В итоге его приезды на «обед» часто заканчиваются скандалом.
Впрочем, Ларисе еще повезло: Махмуд с ней расставаться не собирается, а наоборот, планирует провести в мечети никох — религиозный обряд, который хотя бы на небесах как-то узаконит их брак. Значит, и дальше будет по мере сил содержать своего ребенка. Сама Лариса достойно сделать это не в состоянии. Она работает в продуктовом магазине, где ей платят всего 300-400 тысяч сумов в месяц. Даже по самым скромным подсчетам независимых экономистов, это — минимальная сумма на одного человека, чтобы он не умер с голоду…

Экономика против морали

Таких женщин, как Лариса, в Узбекистане становится все больше. И осудить ее очень трудно. Несоответствие зарплат реальным потребностям населения вынуждает людей приспосабливаться.
Если проанализировать социально-экономическое состояние общества Узбекистана, то выяснится, что очень хорошо здесь живут только чиновники и крупные предприниматели. Предприниматели помельче, к которым можно отнести и фермеров, когда живут хорошо, когда сводят концы с концами. Пенсионеры существуют на деньги, что им присылают дети из-за границы. Остальные вынуждены выкручиваться. Выкручиваются, как правило, самым простым способом: мужчины едут на заработки за рубеж, а женщины ищут состоятельных любовников или, что им больше по нраву, становятся «вторыми» женами.
Впрочем, официально второй женой в Узбекистане стать нельзя. Законодательство Узбекистана надежно охраняет брак, особенно от многоженства. В Уголовном кодексе республики этому явлению посвящена статья 126, которая гласит:
«Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, — наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет либо лишением свободы до трех лет».

«Где обсуждение в Олий Мажлисе»?

Большинство «вторых» жен мирится с гражданским браком, но этот вариант сожительства имеет свой изъян. Если, например, с их гражданским мужем что-то случится, то ни на какую, даже самую маленькую долю наследства от его имущества вторая жена не может рассчитывать.
В связи с этим сейчас в Узбекистане появилось немало людей, которые хотели бы узаконить институт многоженства.

— Несколько миллионов мужчин, многие из которых еще не женаты, находятся на заработках за рубежом, это оставило женщин без мужчин и без денег, — говорит юрист Турсуной Пулатова.
Но сама она категорически против института многоженства, так как считает, что это в будущем обязательно приведет к раздорам между наследниками, и эти раздоры отнюдь не будут способствовать укреплению семьи, как ячейки общества.
А многие женщины и вовсе встречают в штыки саму идею многоженства.
— Нет ничего безнравственнее, когда мужчина имеет связь сразу с двумя женщинами, — считает известная правозащитница Узбекистана Елена Урлаева. По ее мнению, государство должно решительно бороться с этим «аморальным явлением». При этом, как считает правозащитница, напрасно представлять себе женщин Узбекистана «неким затырканным стадом овец, которые будут делать все, что им скажут».

«Есть бабы в узбекских селеньях»

Так, сохраняя размер стиха, можно перефразировать строчку из поэмы Некрасова. В узбекских селеньях, да и в городах тоже достаточно женщин, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, и мужа, если что не так, огреют сковородкой промеж глаз. При этом так огреют, что мало не покажется. Гулять от таких женщин, а тем более заводить вторую семью крайне рискованно.

Какая женщина согласится со второй женой?

Поэтому мужчины, как бы они ни хорохорились перед друзьями, на самом деле, как правило, скрывают от своих законных жен наличие «второй жены» на стороне. Как говорится, от греха подальше. И вряд ли на самом деле захотят узаконивания многоженства. По крайней мере, до тех пор, пока все женщины в Узбекистане не станут покорны и бессловесны. Но это вряд ли когда-нибудь произойдет.

Разрешено ли многоженство в узбекистане

Многоженство в Узбекистане: истории от первого лица

Узбекские власти не намерены мириться с многоженством в стране, духовенство же занимает куда более лояльную позицию.

Что же думают о своей насыщенной семейной жизни сами многоженцы? Об этом они рассказали порталу eurasianet.org.

«Он предал меня»

Обзаведясь семьей, Буриев продолжал проводить большую часть времени в Хакасии, где через 10 лет женился на местной женщине по имени Илона. Санобар, у которой было две дочери от Джалила, вынужденно дала согласие на второй брак мужа.

«А что мне было делать? Муж работает там уже 20 лет и приезжает домой только раз в два года. Никогда не думала, что он меня так предаст, ходила за советом к имаму. Он сказал, что если мужчина способен содержать две семьи, то вправе взять вторую жену», –

Читайте так же:  Что нужно чтобы получить медаль в школе

В этом году Буриев вернулся в родное селение со своей хакасской женой и шестилетней дочерью.

«Я решил познакомить Илону с родителями и конечно с Санобар.

Мои жены нашли общий язык, Санобар приняла мою российскую дочь как свою», –

Илона сначала боялась ехать в Узбекистан, но затем поддалась настоятельным уговорам родственников мужа.

«Беспокойство и страх ушли, когда я познакомилась с Санобар и родителями мужа. До замужества я приняла ислам и начала учить узбекский язык. Джалил – очень заботливый муж, не пьет и хорошо зарабатывает. У нас большой дом в Абакане и я счастлива», –

«Сначала мы дружили»

В отличие от Буриева, Нодир Зафаров не торопится рассказывать дома о заведенной им в Казахстане второй семье. Нодиру 31 год, он из Намангана, города в Ферганской долине, отличающегося консервативными взглядами. В Намангане у него жена и сын.

Восемь лет назад он открыл узбекскую пекарню в Алматы. Заботясь о развитии своего бизнеса, он проводил там много времени и стал реже ездить домой.

«Как-то в Алматы я встретил Сабину. У нее парикмахерская рядом с нашей пекарней. Она уйгурка. Сначала мы дружили, а потом решили пожениться, совершив исламский [брачный] обряд никах», –

Но, как объяснил Зафаров,

если его первая жена узнает, он будет вынужден незамедлительно вернуться домой,

так что сейчас держит своей второй брак в тайне.

В отличие от этих двух мужчин, 34-летний Азиз Нуруллаев, таксист в Москве, очень хочет забыть о своей жене и дочери в Узбекистане. Он женился на русской женщине, с которой у него два сына, в Узбекистан не возвращался уже пять лет. Нуруллаев отказался поведать подробности своей истории, но сказал, что твердо намерен остаться в России навсегда.

Подобные примеры многоженства среди трудовых мигрантов можно встретить почти в каждом городе и селении Узбекистана. Тем не менее, этот вопрос почти никогда не упоминался в местных СМИ.

[3]

«Положить конец беззаконию»

Но затем несколько недель назад президент Шавкат Мирзиёев публично заявил о необходимости принятия нового законодательства для борьбы с многоженством. Объектом его недовольства, судя по всему, были представители духовенства, которые, по его словам, потворствуют данной практике.

«Чтобы положить конец этому беззаконию, мы готовим законопроект, –

сказал Мирзиёев 19 июня. –

Любой мулла, который совершит обряд никах без свидетеля или документов из ЗАГСа, будет наказан»

О данной проблеме не принято говорить вслух, но местные власти регулярно осаждают женщины, требующие, чтобы правительство каким-то образом заставило их мужей или вернуться домой, или как минимум оказывать финансовую помощь семье.

«Конечно, местные районные администрации и женские комитеты стараются по-своему помочь этим женщинам. Однако часто жены мигрантов вынуждены смириться с ситуацией, но только при условии, что мужья будут оказывать какую-то финансовую поддержку ребенку», –

отмечает Мухаббат Нусратова, депутат местного окружного совета в Кашкадарьинской области.

Масштабы многоженства

Сергей Абашин, проживающий в Санкт-Петербурге эксперт по Центральной Азии, сказал, что определить масштабы многоженства среди узбекских мигрантов практически невозможно.

[1]

«Это неизбежно. Люди не видят свои семьи целыми месяцами и годами. Некоторые находят временных партнеров в России, которые затем превращаются в постоянных. Что касается статистики, если такие случаи имеют место хотя бы среди 0,1% приезжающих, то мы говорим уже о 1500-2000 человек. А

за несколько лет общее число таких случаев может достичь десятков тысяч», –

Если полигамия настолько распространена в Узбекистане, то ответственность за это как минимум частично лежит на религиозных деятелях. К примеру, имам из Кашкадарьинской области Бобохон Рахимов обычно не возражает против такой практики.

«Если мужчина может обеспечить обе семьи, в этом нет ничего предосудительного. Это также соответствует традициям ислама. Но если человек, который живет за границей, порвал с первой женой на родине, он должен объявить талак [обряд разрыва брака]. Или жена может запросить три раза, чтобы муж объявил талак. Если этого не произойдет, женщина имеет право на повторный брак», –

Закон и его исполнение

Если представители духовенства довольно лояльно относятся к многоженству, то власти, по крайней мере на бумаге, менее склонны проявлять снисходительность. Согласно закону, многоженство или совместное проживание с двумя или более женщинами наказывается штрафом или тюремным заключением сроком до трех лет.

Пока по этому закону наказали всего двух человек

В 2012 году Якуб Нормуродов, начальник местного отдела образования в Сурхандарьинской области, был осужден за полигамию. А двумя годами ранее за то же нарушение лишился своей должности глава отделения МВД города Гулистан.

Проживающая в Москве блогер и журналист Сахиба Хаитова утверждает, что многие мигранты пользуются исламскими обычаями для удовлетворения сексуальных потребностей. А иногда их цели гораздо более прагматичны – брак с гражданином России значительно упрощает процесс получения документов, необходимых, чтобы остаться в стране.

«Я уверена, что большинство узбекских женщин никогда не дали бы согласие, чтобы их мужья завели новые семьи в России. Но когда они сталкиваются с подобными проблемами, вынуждены либо самостоятельно кормить себя и детей, либо обращаться к родителям за помощью», –

Разрешено ли многоженство в узбекистане

Ташкент — лидер по многожёнству. Что изменит гнев Мирзиёева?

Муллы будут отвечать перед законом

Вечерняя информационно-аналитическая программа «Ахборот» узбекского телевидения в минувшее воскресенье буквально «приклеила» к экранам сотни тысяч узбекистанцев. Президент Шавкат Мирзиёев собрал всех имам — хатибов областей и авторитетных религиозных деятелей страны. Главными вопросами на повестке дня были: как уберечь молодёжь от влияния экстремистских течений и искоренение такого явления в обществе как многоженство. Если о первом СМИ Узбекистана практически говорят каждый день, то тема полигамии — вопрос щепетильный. О нем все знают, но мало обсуждают. Об этой проблеме говорили и при покойном президенте Исламе Каримове, но не так открыто на всю страну, а тем более по телевизору. Значит накипело и пора что-то делать.

Глава государства строго заявил о том, что муллы, совершающие обряд «никох» для второй жены, будут отвечать перед законом. Он подчеркнул, что люди в тайне за деньги делают «никох» без свидетельства о регистрации брака. К сожалению, встречаются случаи многоженства, добавил президент.

«Чтобы прекратить такие безобразные действия, у нас разрабатывается законопроект. Каждый мулла, который совершит обряд «никох» без свидетельства о регистрации брака, будет наказан», – сказал Мирзиёев.

Ташкент — лидер по многожёнству

По словам президента, вторыми женами обзаводятся так называемые «Бойвачи» («Богач» по узбекски) — разбогатевшие мужчины.

В своем выступлении президент признал, что это явление стало весьма распространенным, особенно в Ташкенте.

46- летний Миразиз три года назад занял важный пост в одном из отраслевых министерств Узбекистана. Он отец пятерых детей, жена не работает. Миразизу повезло — высокая должность дала ему возможность получать большую зарплату, нашлись и «другие источники доходов». Со временем свою скромную 3-х комнатную квартиру Миразиз поменял на двухэтажный дом на шести сотках. Помимо служебной машины появились и две собственные. Тут верные друзья и посоветовали ему последовать моде — обзавестись второй семьей.

Читайте так же:  Разведение фазанов как бизнес

— В старину мой прадед тоже имел две жены. Мои действия не противоречат исламу, — говорит 365info Миразиз.

Недолго думая, Миразиз отвёз свою новоизбранную Дильбар к мулле, который совершил обряд никах. Вскоре об этом узнала первая жена. Чтобы не довести дело до скандала, Миразиз открыто признался ей в содеянном.

— Поначалу жена плакала, рассказала старшему сыну, но через месяц смирилась. Позже я познакомил её со второй женой

Конечно, наши жёны невзлюбили друг друга, но меня это мало волнует, — комментирует 365info многожёнец.

Часть женщин поддерживают полигамию

Утверждать, что многожёнство — это удел богачей, не совсем правильно. Полигамия распространяется и среди мужчин со средним доходом. 31-летний Исмаил работает оператором в одной из ташкентских студий. Когда любовница Назира родила сына, ему пришлось оформить её через исламский никах как вторую жену.

Мама Назиры Адолат не возражала:

— Моя дочка развелась с первым мужем, остался ребёнок. Пусть лучше она будет второй женой Исмаила, чем живет одна. У узбеков быть матерью-одиночкой считается предосудительным. Женщина всегда должна быть при мужчине, неважно первой или второй, — говорит Адолат.

По мнению Исмаила, полигамия поможет решить проблему проституции и одиноких женщин, которые не могут создать семью.

Роль второй жены Назиру устраивает, хотя Исмаил не слишком балует её деньгами, но дочку от первого брака он удочерил.

— Что будет с незаконнорожденными детьми? Естественно, они лишаются многих прав, предоставленных государством. Они уже не чувствуют себя полноценными членами общества, – отметил президент Мирзиёев в своем выступлении.

Дома Гульчатай, в Казахстане Сабина

Свою лепту в распространение двоежёнства вносят трудовые мигранты, работающие в России и Казахстане. 31-летний Нодир родом из Намангана в Ферганской долине. Он женат, имеет сына. 8 лет назад открыл свой бизнес по выпечке узбекских лепешек в Казахстане — сначала в Шымкенте, потом в Алматы. Чтобы бизнес был успешным, ему пришлось много работать и меньше ездить домой на родину.

— Однажды встретил в Алматы Сабину, которая рядом с нашей пекарней содержала небольшую парикмахерскую. Она уйгурка по национальности. Мы сначала подружились, позже решили пожениться по мусульманскому обряду никах, — рассказывает 365info Нодир.

если законная жена узнает о втором браке, потребует немедленного возращения в Наманган. А дома нет работы, поэтому пока это остается тайной

Подобные истории о полигамии работающих мужчин за рубежом можно найти практически в любом узбекском кишлаке. Об этом говорят все, но не пишет ни одно узбекское издание. Проблемы трудовой миграции и связанные с ним явления пока публично не обсуждаются в узбекском обществе.

Жены мигрантов часто жалуются в различные инстанции с просьбой вернуть им мужей. Ведь большинство из них имеют детей, а прожить в одиночку им сложно.

— Конечно, местные районные администрации и комитеты женщин пытаются по-своему помочь этим женщинам. Часто жены мигрантов вынуждены смириться, но с условием, что муж будет платить алименты, — говорит 365info депутат местного районного совета Мухаббат Нусратова.

Мулла Бабахан Рахимов из Кашкадарьинской области часто общается с женщинами, которые приходят с жалобой на своих мужей, имеющих русских жен.

— Если мужчина в состоянии обеспечить обе семьи, здесь ничего предосудительного нет. Это в традициях ислама. Но если муж, находящийся на чужбине, уже порвал с первой женой на родине, он должен объявить талак (исламская форма развода) своей жене, либо жена должна обратиться три раза с просьбой, чтобы муж дал талак. Если этого не произойдет, тогда женщина вправе выйти замуж за другого человека, — говорит 365info религиозный авторитет.

В самом Узбекистане многоженство запрещено, на этот счет есть статья в уголовном кодексе страны. «Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет»,- гласит 126 статья Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

По данным российских СМИ, на 1 февраля 2017 года число граждан Узбекистана в Российской Федерации составляет около 1,5 млн человек. Денежные переводы физических лиц, в 2016 году осуществляемые из России в Узбекистан, составили $2,741 млрд.

Трудовые мигранты оторваны от родины, но жизнь для них продолжается. В том числе и семейная.

Многоженство в Татарстане

Видео (кликните для воспроизведения).

На прошлой неделе вновь вспыхнула дискуссия о многоженстве: якобы в Чечне опять выступают за легализацию этой нормы. В Татарстане идеи братьев по исламу разделяют не все. Но среди молодежи они популярны. «АиФ-Казан» — о причинах этого явления.

По своим канонам

25 мая муфтий Москвы Илдар Аляутдинов предложил легализовать многоженство для мусульман, так как в год в столице России и так регистрируются сотни полигамных браков. Чуть ранее Магомед Даудов, глава администрации президента Чечни также высказался за, но потом оговорился, что это сугубо его личное мнение. Новость так широко растиражировали многие СМИ, что пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков вынужден был прокомментировать, что к ним никто с идеей легализовать многожёнство не обращался. Но новейшая история России помнит, как в середине 90-х первый президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил в республике иметь не одну жену. Правда, долго шариатская норма не просуществовала и была отменена первым президентом России Борисом Ельциным.

Многожёнство, официально запрещённое светскими законами, разрешено шариатом. И в Татарстане многие не стесняются признаться в наличии второй, а то и третьей жены. В соцсетях молодые люди публикуют фото со свадьбы со второй женой, утверждая, что обе супруги счастливы и даже дружат между собой. Журналистке «АиФ-Казан» один «жених» и вовсе предложил стать … третьей.

«Однажды разговорилась с таксистом, — рассказывает Регина Бадрутдинова. – Выяснилось, что у него две жены. На вид ему было лет 45. Говорит, что его жены дружат, обе работают в одном месте: шьют мусульманскую одежду. Вторую жену он взял через 4 года после первой, и первая супруга была не против. Живут все вместе. Меня эта история удивила, ведь по мусульманским традициям брать нескольких жен мужчина может, если у него хватает средств на их содержание. А в их «семье» обе женщины работают, да и сам таксист небогат: ездит на обыкновенной «девятке».

[2]

«Духовное управление мусульман Республики Татарстан не имеет права осуждать многоженцев, ведь это разрешено в Коране, — комментирует Рустам Батров, заместитель муфтия РТ по семейным вопросам. — Другое дело, что мужчины не всегда верно толкуют своё право: это не легализация любовницы, а дополнительная нагрузка и ответственность. Ислам очень четко трактует вопросы справедливости материального обеспечения каждой жены, проведения времени с ними. Нужно иметь не только хороший финансовый доход, но и большое сердце. Если муж не может обеспечить жену, она имеет право с ним развестись».

Читайте так же:  Срок исковой давности по трудовым отношениям по восстановлению на работе

Бывает, что будущий муж обманывает женщину. «Аферисты пользуются тем, что Коран разрешает мусульманину иметь до четырех жён, — продолжает Батров. – Заключают брак с одной женщиной в ЗАГСе, затем находят девушку и проходят с ней обряд никах. Правила шариата не нарушены, но девушка остаётся обманутой: ведь официально зарегистрировать отношения в этом «браке» она уже не сможет».

Метод борьбы с многожёнцами в ДУМ Татарстана нашли: с 2015 года молодожёнам выдают свидетельства о никахе и вносят все данные в электронную базу. Так, девушка, обратившись в мечеть, может узнать, совершал ли ее жених обряд еще с кем-то. Но пока, говорит заммуфтия, за такой информацией девушки не обращались.

Жена или любовница?

«Социологические наблюдения говорят о том, что в последнее время в республике среди молодёжи есть случаи многожёнства, — констатирует Флюра Ильдарханова, директор НИЦ семьи и демографии АН РТ, доктор социологических наук. — Как рассказал мне один мужчина, у него есть жена, с которой он зарегистрирован, есть сын. К тому же 2 — 3 раза в неделю он ходит ко «второй жене», с которой не зарегистрирован. Там тоже родился сын. Этот мужчина обеспечивает обе семьи – легальную и нелегальную. И вроде бы все в понимании, в согласии находятся. И вроде бы это неплохо, если мужчина может материально и морально содержать обе семьи.

Но нельзя сказать, что это явление положительное. И в первой семье женщина переживает, и во второй переживает. А каково детям? Эта двойная жизнь болезненно сказывается и на них. Они тоже испытывают чувство ущербности. Особенно когда взрослеют, ощущают, что недополучили в семье что-то важное. К сожалению, сами родители не думают о чувствах детей, когда идут на такие поступки».

Об этом же на прошлой неделе сказал и врио президента Татарстана Рустам Минниханов, когда журналисты попросили его высказать своё отношение к многожёнству: «Я согласен с моей женой, она очень негативно к этому относится, — сказал он. — Для ребёнка жена — это мама. Наверное, для каждого из нас будет сложно, если будет по-другому. Надо исходить из этого. Я не поддерживаю многожёнство».

Без гармонии

«Одна из причин многожёнства – природная полигамность мужчин, — считает Гузель Дубивко, врач-сексолог высшей категории, кандидат медицинских наук. — Этим чаще всего оправдываются представители сильного пола. Но при желании объяснить можно всё, даже самые неблаговидные поступки. Играет роль и генетический фактор, и воспитание, и половая конституция. Некоторые женщины соглашаются делить супруга с другими по материальным мотивам, всё зависит от личностных особенностей женщины. Наверное, кто-то хотел бы устроиться таким вот образом и быть второй, и даже третьей женой».

Это, кстати, подтвердил и опрос читателей сайта kazan.aif 85% ответили, что отрицательно относятся к многожёнству, а 15% выбрали вариант «зависит от жизненной ситуации». «За» многоженство не высказался никто.

«Мужчины пытаются всё оправдать, объяснить. Но они описывают только один аспект этой ситуации и только со своей точки зрения. Мы не знаем, что об этом думают их жёны, — считает сексолог. — В нюансах их поведения просматривается чувство ущербности, неполноценности. Ведь получается, что она одна не может удовлетворить супруга, и поэтому он берёт вторую, третью… В среднем для достижения гармонии в супружеских отношениях требуется около полугода. А какая может быть гармония, если человек одновременно пытается строить отношения с одной, другой, третьей? Получается, все эти отношения поверхностные, мужчина разменивает себя, теряет энергию, свой потенциал.

Это явление сродни распущенности. Можно провести аналогию: узаконить многоженство – то же самое, что узаконить проституцию. Здесь есть свои плюсы и минусы, но минусов все-таки больше», считает Гузель Дубивко.

Не в наших традициях

Азат Ахунов, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, кандидат филологических наук:

— Во времена существования Казанской губернии иметь несколько жён могли себе позволить богатые сословия: купцы, муллы, известные люди. Точной статистики нет, историки ссылаются на цифры, приведённые Карлом Фуксом в своей книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», она вышла в 1844 году. Фукс пишет, что среди 6500 казанских татар только 55 человек имели 2 жены, 6 человек – по 3 жены и лишь два человека 4 жены. Причем многоженство не вело к росту населения. Случалось такое, что у многоженцев и вовсе не рождались дети. Встречались многодетные семьи, но их было не так много. Один татарин, 48 лет от роду, имел от 3 жён 7 сыновей и 2 дочерей. Другой, 45 лет, от 3 жен имел 4 дочери.

Быть не первой женой не считалось почетным. Татарки по психологии более близки к европейкам, чем к восточным женщинам. Выходить замуж за женатого мужчину они вынуждены были, если того хотели их родители.

Известным многожёнцем был казанский ахун Саттар Сагитов, который имел четыре жены, причем одна из них была из Бухары. Двух жен имел известный религиозный деятель – ишан Мухаммад-Закир Камалов. Две жены было у отца популярного советского писателя Аделя Кутуя.

Вне интереса Уголовного кодекса!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2012. Стрелки бесконечного времени
  • 30.03.2012. Кому в Перу и Узбекистане жить хорошо?
  • 29.03.2012. Садовники любят свой труд!
  • 28.03.2012. Журналисты — personas non grata!
  • 27.03.2012. Вне интереса Уголовного кодекса!
  • 26.03.2012. Требуем справедливого расследования!
  • 25.03.2012. Политика дружбе не помеха
  • 24.03.2012. Как только не изголяется диктатор
  • 23.03.2012. Долг мордобоем красен!
  • 22.03.2012. Школа от прошлого к сегодняшнему
  • 21.03.2012. Где слова, а где дела?
  • 20.03.2012. Лицемерный правитель
  • 19.03.2012. Последний из могикан? Последний из негодяев!
  • 18.03.2012. Возьму себя в руки
  • 17.03.2012. Амбиции правителя
  • 16.03.2012. Деньги на личную охрану!
  • 15.03.2012. Скажут за общественность!
  • 14.03.2012. Странные письма в Интернете
  • 13.03.2012. Кто достойнее?
  • 12.03.2012. Гулька, за такую моду могут и срок дать!
  • 11.03.2012. Что с узбекским туризмом?
  • 10.03.2012. Многофункциональная узбекская милиция
  • 09.03.2012. А без него в стране что-нибудь еще делается?
  • 08.03.2012. За женщин!
  • 07.03.2012. Как защититься от киберпреступлений?
  • 06.03.2012. России нет дела до идиотов!
  • 05.03.2012. Куда после траура?
  • 04.03.2012. Игры против меня
  • 03.03.2012. Звезды не предадут
  • 02.03.2012. Стрелы судьбы
  • 01.03.2012. А как было бы у нас?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте так же:  Как выдаются трудовые книжки по доверенности

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Многоженство в Узбекистане: новая любовь и разбитые сердца

Джалил Буриев уехал из Узбекистана в Россию 20 лет назад, когда ему было всего 18. Сначала он работал лесорубом в Хакасии и неплохо зарабатывал. Через четыре года после отъезда он вернулся домой и женился на Санобар, девушке из его селения в Кашкадарьинской области на юго-востоке Узбекистана. Обзаведшись семьей, Буриев продолжал проводить большую часть времени в Хакасии, где через 10 лет он женился на местной женщине по имени Илона. Санобар, у которой с ним было две дочери, вынужденно дала согласие на второй брак мужа.

«А что мне было делать? Мой муж работает там уже 20 лет, и приезжает домой только раз в два года. Никогда не думала, что он меня так предаст. Я ходила к имаму за советом. Он сказал, что если мужчина способен содержать две семьи, то он вправе взять вторую жену», — сказала Санобар. Ранее в этом году Буриев вернулся в родное селение со своей хакасской женой и их шестилетней дочерью. «Я решил познакомить Илону с родителями и, конечно, Санобар. Мои жены нашли общий язык, и Санобар приняла мою российскую дочь как свою», — сказал он. Илона сначала боялась ехать в Узбекистан, но затем поддалась настоятельным уговорам родственников мужа. «Беспокойство и страх ушли, когда я познакомилась с Санобар и родителями мужа. До замужества я приняла ислам и начала учить узбекский язык. Джалил — очень заботливый муж. Он не пьет и хорошо зарабатывает. У нас большой дом в Абакане и я счастлива», — сказала Илона.

В отличие от Буриева, Нодир Зафаров не торопится рассказывать дома о заведенной им в Казахстане второй семье. Нодиру 31 год и он из Намангана, города в Ферганской долине, отличающегося консервативными взглядами. В Намангане у него жена и сын. Восемь лет назад он открыл узбекскую пекарню в коммерческой столице Казахстана Алма-Ате. Заботясь о развитии своего бизнеса, он проводил в пекарне много времени и стал реже ездить домой.

«Как-то в Алма-Ате я встретил Сабину. У нее парикмахерская рядом с нашей пекарней. Она — уйгурка. Сначала мы дружили, а потом решили пожениться, совершив исламский [брачный] обряд никах», — сказал Зафаров.

Но, как объяснил Зафаров, если его первая жена узнает, он будет вынужден незамедлительно вернуться домой, так что он сейчас держит своей второй брак в тайне.

Мигранты ищут альтернативу России

Узбекистан: все на хлопковые поля!

Подневольный труд — сбор гусениц

Узбекистан: народ не интересуется выборами

Подобные примеры многоженства среди трудовых мигрантов можно встретить почти в каждом городе и селении Узбекистана. Тем не менее, этот вопрос почти никогда не упоминался в местных СМИ.

Но затем, несколько недель назад президент Шавкат Мирзиеев публично заявил о необходимости принятия нового законодательства для борьбы с многоженством. Объектом его недовольства, судя по всему, были представители духовенства, которые, по его словам, потворствуют данной практике. «Чтобы положить конец этому беззаконию, мы готовим законопроект, — сказал Мирзиеев 19 июня. — Любой мулла, который совершит обряд никах без свидетеля или документов из ЗАГСа, будет наказан».

О данной проблеме не принято говорить вслух, но местные власти регулярно осаждают женщины, требующие, чтобы правительство каким-то образом заставило их мужей или вернуться домой, или, как минимум, оказывать финансовую помощь семье. Жизнь одинокой матери в Узбекистане печальна и тяжела.

«Конечно, местные районные администрации и женские комитеты стараются по-своему помочь этим женщинам. Однако часто жены мигрантов вынуждены смириться с ситуацией, но только при условии, что мужья будут оказывать какую-то финансовую поддержку ребенку», — сказала Мухаббат Нусратова, депутат местного окружного совета в Кашкадарьинской области.

Сергей Абашин, проживающий в Санкт-Петербурге эксперт по Центральной Азии, сказал, что практически невозможно определить масштабы многоженства среди узбекских мигрантов.

«Это неизбежно. Люди не видят свои семьи целыми месяцами и годами. Некоторые из них находят временных партнеров в России, которые затем превращаются в постоянных партнеров. Что касается статистики, если такие случаи имеют место среди, скажем, хотя бы 0,1% приезжающих, то мы говорим уже о 1500-2000 человек. А за несколько лет общее число таких случаев может достичь десятков тысяч», — сказал Абашин.

Если полигамия настолько распространена в Узбекистане, то ответственность за это как минимум частично лежит на религиозных деятелях.

Имам из Кашкадарьинской области Бобохон Рахимов сказал, что он обычно не возражает против такой практики.

«Если мужчина может обеспечить обе семьи, то в этом нет ничего предосудительного. Это также соответствует традициям ислама. Но если человек, который живет за границей, уже порвал с первой женой на родине, он должен объявить талак [обряд разрыва брака]. Или жена может запросить три раза, чтобы муж объявил талак. Если этого не произойдет, то женщина имеет право на повторный брак», — сказал Рахимов.

Если представители духовенства довольно лояльно относятся к многоженству, то власти, как минимум на бумаге, менее склонны проявлять снисходительность. Согласно закону, многоженство или совместное проживание с двумя или более женщинами наказывается штрафом или тюремным заключением сроком до трех лет.

Вот только проблема в том, что пока по этому закону наказали всего двоих человек.

В 2012 году Якуб Нормуродов, начальник местного отдела образования в Сурхандарьинской области, был осужден за полигамию. А двумя годами ранее за то же нарушение лишился своей должности глава отделения МВД города Гулистан.

Проживающая в Москве блогер и журналист Сахиба Хаитова сказала, что многие мигранты пользуются исламскими обычаями для удовлетворения плотских побуждений. А иногда их цели гораздо более прагматичны — брак с гражданином России значительно упрощает процесс получения документов, необходимых, чтобы остаться в стране.

«Я уверена, что большинство узбекских женщин никогда не дали бы согласие на то, чтобы их мужья завели новые семьи в России. Но когда они сталкиваются с такими проблемами, они вынуждены либо самостоятельно кормить себя и детей, либо обращаться к родителям за помощью», — сказала Хаитова.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ташкент — лидер по многожёнству. Что изменит гнев Мирзиёева?

Президент Шавкат Мирзиёев в присутствии религиозных деятелей страны призвал покончить с таким позорным явлением как многоженство. Именно имамы и муллы, совершая обряд «никах» без регистрации в ЗАГСЕ, способствуют распространению полигамии в Узбекистане.

Читайте так же:  Как переехать в другую страну из россии

Муллы будут отвечать перед законом

Вечерняя информационно-аналитическая программа «Ахборот» узбекского телевидения в минувшее воскресенье буквально «приклеила» к экранам сотни тысяч узбекистанцев. Президент Шавкат Мирзиёев собрал всех имам — хатибов областей и авторитетных религиозных деятелей страны. Главными вопросами на повестке дня были: как уберечь молодёжь от влияния экстремистских течений и искоренение такого явления в обществе как многоженство. Если о первом СМИ Узбекистана практически говорят каждый день, то тема полигамии — вопрос щепетильный. О нем все знают, но мало обсуждают. Об этой проблеме говорили и при покойном президенте Исламе Каримове, но не так открыто на всю страну, а тем более по телевизору. Значит накипело и пора что-то делать.

«Чтобы прекратить такие безобразные действия, у нас разрабатывается законопроект. Каждый мулла, который совершит обряд «никох» без свидетельства о регистрации брака, будет наказан», – сказал Мирзиёев.

Шавкат Мирзиёев

Ташкент — лидер по многожёнству

По словам президента, вторыми женами обзаводятся так называемые «Бойвачи» («Богач» по узбекски) — разбогатевшие мужчины.

В своем выступлении президент признал, что это явление стало весьма распространенным, особенно в Ташкенте.

46- летний Миразиз три года назад занял важный пост в одном из отраслевых министерств Узбекистана. Он отец пятерых детей, жена не работает. Миразизу повезло — высокая должность дала ему возможность получать большую зарплату, нашлись и «другие источники доходов». Со временем свою скромную 3-х комнатную квартиру Миразиз поменял на двухэтажный дом на шести сотках. Помимо служебной машины появились и две собственные. Тут верные друзья и посоветовали ему последовать моде — обзавестись второй семьей.

— В старину мой прадед тоже имел две жены. Мои действия не противоречат исламу, — говорит 365info Миразиз.

Недолго думая, Миразиз отвёз свою новоизбранную Дильбар к мулле, который совершил обряд никах. Вскоре об этом узнала первая жена. Чтобы не довести дело до скандала, Миразиз открыто признался ей в содеянном.

— Поначалу жена плакала, рассказала старшему сыну, но через месяц смирилась. Позже я познакомил её со второй женой

Конечно, наши жёны невзлюбили друг друга, но меня это мало волнует, — комментирует 365info многожёнец.

Часть женщин поддерживают полигамию

Утверждать, что многожёнство — это удел богачей, не совсем правильно. Полигамия распространяется и среди мужчин со средним доходом. 31-летний Исмаил работает оператором в одной из ташкентских студий. Когда любовница Назира родила сына, ему пришлось оформить её через исламский никах как вторую жену.

Мама Назиры Адолат не возражала:

— Моя дочка развелась с первым мужем, остался ребёнок. Пусть лучше она будет второй женой Исмаила, чем живет одна. У узбеков быть матерью-одиночкой считается предосудительным. Женщина всегда должна быть при мужчине, неважно первой или второй, — говорит Адолат.

По мнению Исмаила, полигамия поможет решить проблему проституции и одиноких женщин, которые не могут создать семью.

Роль второй жены Назиру устраивает, хотя Исмаил не слишком балует её деньгами, но дочку от первого брака он удочерил.

— Что будет с незаконнорожденными детьми? Естественно, они лишаются многих прав, предоставленных государством. Они уже не чувствуют себя полноценными членами общества, – отметил президент Мирзиёев в своем выступлении.

Дома Гульчатай, в Казахстане Сабина

Свою лепту в распространение двоежёнства вносят трудовые мигранты, работающие в России и Казахстане. 31-летний Нодир родом из Намангана в Ферганской долине. Он женат, имеет сына. 8 лет назад открыл свой бизнес по выпечке узбекских лепешек в Казахстане — сначала в Шымкенте, потом в Алматы. Чтобы бизнес был успешным, ему пришлось много работать и меньше ездить домой на родину.

— Однажды встретил в Алматы Сабину, которая рядом с нашей пекарней содержала небольшую парикмахерскую. Она уйгурка по национальности. Мы сначала подружились, позже решили пожениться по мусульманскому обряду никах, — рассказывает 365info Нодир.

если законная жена узнает о втором браке, потребует немедленного возращения в Наманган. А дома нет работы, поэтому пока это остается тайной

Подобные истории о полигамии работающих мужчин за рубежом можно найти практически в любом узбекском кишлаке. Об этом говорят все, но не пишет ни одно узбекское издание. Проблемы трудовой миграции и связанные с ним явления пока публично не обсуждаются в узбекском обществе.

Жены мигрантов часто жалуются в различные инстанции с просьбой вернуть им мужей. Ведь большинство из них имеют детей, а прожить в одиночку им сложно.

— Конечно, местные районные администрации и комитеты женщин пытаются по-своему помочь этим женщинам. Часто жены мигрантов вынуждены смириться, но с условием, что муж будет платить алименты, — говорит 365info депутат местного районного совета Мухаббат Нусратова.

Мулла Бабахан Рахимов из Кашкадарьинской области часто общается с женщинами, которые приходят с жалобой на своих мужей, имеющих русских жен.

— Если мужчина в состоянии обеспечить обе семьи, здесь ничего предосудительного нет. Это в традициях ислама. Но если муж, находящийся на чужбине, уже порвал с первой женой на родине, он должен объявить талак (исламская форма развода) своей жене, либо жена должна обратиться три раза с просьбой, чтобы муж дал талак. Если этого не произойдет, тогда женщина вправе выйти замуж за другого человека, — говорит 365info религиозный авторитет.

В самом Узбекистане многоженство запрещено, на этот счет есть статья в уголовном кодексе страны. «Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет»,- гласит 126 статья Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

По данным российских СМИ, на 1 февраля 2017 года число граждан Узбекистана в Российской Федерации составляет около 1,5 млн человек. Денежные переводы физических лиц, в 2016 году осуществляемые из России в Узбекистан, составили $2,741 млрд.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Трудовые мигранты оторваны от родины, но жизнь для них продолжается. В том числе и семейная.

Источники


  1. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

  2. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  3. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  5. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
Разрешено ли многоженство в узбекистане
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here